1.Общие требования безопасности.
1.1. К работе с персональными компьютерами (ПК) допускаются работники любого пола, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие инструктаж по вопросам охраны труда, с группой по электробезопасности не ниже 1.
Женщины со времени установления беременности и в период кормления грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ПК не допускаются.
1.2. При работе с ПК на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:
· повышенный уровень электромагнитных излучений;
· повышенный уровень ионизирующих излучений;
· повышенный уровень статического электричества;
· повышенная напряженность электростатического поля;
· повышенная или пониженная ионизация воздуха;
· повышенная яркость света;
· повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
· статические перегрузки костно-мышечного аппарата и динамические локальные перегрузки мышц кистей рук;
· перенапряжение зрительного анализатора;
· умственное перенапряжение;
· эмоциональные перегрузки;
· монотонность труда.
1.3. Организация рабочего места с ПК должна учитывать требования безопасности, удобство положения, движений и действий работника.
1.4. Рабочий стол с учетом характера выполняемой работы должен иметь достаточный размер для рационального размещения монитора (дисплея), клавиатуры, другого используемого оборудования и документов, поверхность, обладающую низкой отражающей способностью.
Клавиатура располагается на поверхности стола таким образом, чтобы пространство перед клавиатурой было достаточным для опоры рук работника (на расстоянии не менее чем 300 мм от края, обращенного к работнику).
Плоскость экрана монитора располагается ниже уровня глаз работника предпочтительно перпендикулярно к нормальной линии взгляда работника.
Для исключения воздействия повышенных уровней электромагнитных излучений расстояние между экраном монитора и работником должно составлять не менее 500 мм (оптимальное 600-700 мм).
Рабочий стул должен быть устойчивым, место сидения должно регулироваться по высоте, а спинка сиденья - по высоте, углам наклона, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья. Регулировка должна быть легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
1.5. Рабочее место размещается таким образом, чтобы естественный свет падал сбоку слева.
Для снижения яркости в поле зрения при естественном освещении применяются регулируемые жалюзи или плотные шторы.
При рядном размещении рабочих столов расположение экранов видеомониторов навстречу друг другу из-за их взаимного отражения не допускается.
Для обеспечения безопасности работников на соседних рабочих местах расстояние между рабочими столами с мониторами должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями мониторов - не менее 1,2 м.
1.6. В течение рабочего дня должны проводиться регулярное проветривание и ежедневная влажная уборка помещения.
1.7. При работе с ПК должен быть обеспечен доступ к первичным средствам пожаротушения и аптечкам первой медицинской помощи.
1.8. Работник обязан:
· соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предприятия;
· выполнять требования охраны труда;
· выполнять правила личной гигиены;
· соблюдать требования пожарной безопасности, знать порядок действий при пожаре, уметь применять первичные средства пожаротушения;
· соблюдать осторожность при ходьбе по лестницам, во время нахождения на территории предприятия;
· курить только в специально предназначенных для курения местах;
· знать приемы оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве;
· о неисправности оборудования и других замечаниях по работе с ПК сообщать непосредственному руководителю или лицам, осуществляющим техническое обслуживание оборудования;
· сообщить о каждом несчастном случае или заболевании непосредственному руководителю.
1.9. Не допускается:
· выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических, психотропных или токсических средств, а также распивать спиртные напитки и употреблять наркотические, психотропные или токсические средства на рабочем месте и в рабочее время;
· устанавливать системный блок в закрытых объемах мебели, непосредственно на полу;
· использовать для подключения ПК розетки, удлинители, не оснащенные заземляющим контактом
1.10. Работник несет ответственность за нарушение требования настоящей инструкции в порядке, установленном Правилами внутреннего трудового распорядка комбината и действующим законодательством.
2.Требования безопасности перед началом работы.
2.1. Перед началом работы с ПК работник обязан:
· проветрить рабочее помещение;
· проверить устойчивость положения оборудования на рабочем столе, отсутствие видимых повреждений оборудования, дискет, исправность питающих и соединительных кабелей, разъемов и штепсельных соединений, защитного заземления, исправность мебели;
· отрегулировать положение стула, подставки для ног, клавиатуры, экрана монитора, оценить освещенность на рабочем месте. При необходимости включить местное освещение.
2.2. Протереть поверхность экрана монитора, защитного фильтра сухой мягкой тканевой салфеткой;
2.3. Убедиться в отсутствии отражений на экране монитора, встречного светового потока.
2.4. Включить оборудование ПК в электрическую сеть, соблюдая следующую последовательность:
· блок бесперебойного питания;
· периферийные устройства (принтер, монитор, сканер и другие устройства);
· системный блок.
2.5. Запрещается приступать к работе при:
· выраженном дрожании изображения на мониторе;
· обнаружении неисправности оборудования;
· наличии поврежденных кабелей или проводов, разъемов, штепсельных соединений;
· отсутствии или неисправности защитного заземления оборудования.
3.Требования безопасности во время работы.
3.1. Во время работы с ПК работник обязан:
· соблюдать требования охраны труда, установленные настоящей инструкцией;
· содержать в порядке и чистоте свое рабочее место;
· держать открытыми вентиляционные отверстия оборудования;
· соблюдать оптимальное расстояние от экрана монитора до глаз.
3.2. Работу за экраном монитора следует периодически прерывать на регламентированные перерывы, которые устанавливаются для обеспечения работоспособности и сохранения здоровья, или заменять другой работой с целью сокращения рабочей нагрузки у экрана.
3.3. Время регламентированных перерывов в течение рабочего дня устанавливается в зависимости от его продолжительности, вида и категории трудовой деятельности.
Группа А - работа по считыванию информации с экрана ПК с предварительным запросом;
Группа Б - работа по вводу информации;
Группа В - творческая работа в режиме диалога с ПК.
При выполнении в течение рабочего дня работ, относящихся к разным группам, за основную работу с ПК следует принимать такую, которая занимает не менее 50 % времени в течение рабочего дня (смены)
Категория работы с ПК | Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ПК | Суммарное время регламентированных перерывов, минут | |||
группа А, количество знаков | группа В, количество знаков | группа В, часов | при 8-часовой смене | при 12- часовой смене | |
I | До 20000 | До 15000 | До 2,0 | 30 | 70 |
II | До 40000 | До 30000 | До 4,0 | 50 | 90 |
III | До 60000 | До 40000 | До 6,0 | 70 | 120 |
При 8-часовой рабочей смене и работе с ПК регламентированные перерывы устанавливаются:
для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
для II категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
для III категории работ через 1,5-2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.
При 12-часовой рабочей смене и работе с ПК регламентированные перерывы устанавливаются в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8 - часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.
3.4. Продолжительность непрерывной работы с ПК без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
3.5. Во время перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, улучшения состояния мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног целесообразно выполнять комплексы упражнений.
3.6. С целью уменьшения отрицательного влияния монотонности необходимо применять чередование операций.
3.7. Не следует оставлять оборудование включенным без наблюдения. При необходимости прекращения на некоторое время работы корректно закрываются все активные задачи и оборудование выключается.
3.8. При работе с ПК не разрешается:
· при включенном питании прикасаться к панелям с разъемами оборудования, разъемам питающих и соединительных кабелей, экрану монитора;
· загромождать верхние панели оборудования, рабочее место бумагами, посторонними предметами;
· производить переключения, отключение питания во время выполнения активной задачи;
· допускать попадание влаги на поверхность оборудования;
· включать сильно охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование;
· производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования;
· вытирать пыль на включенном оборудовании;
· допускать нахождение вблизи оборудования посторонних лиц.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1. В аварийных ситуациях необходимо:
· при повреждении оборудования, кабелей, проводов, неисправности заземления, появлении запаха гари, возникновении необычного шума и других неисправностях немедленно отключить электропитание оборудования и сообщить о случившемся непосредственному руководителю и лицу, осуществляющему техническое обслуживание оборудования;
· в случае сбоя в работе оборудования ПК или программного обеспечения вызвать специалиста организации, осуществляющего техническое обслуживание данного оборудования, для устранения неполадок;
· при возгорании электропроводки, оборудования немедленно отключить электропитание и принять меры по тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения, сообщить о происшедшем непосредственному руководителю. Применение воды и пенных огнетушителей для находящегося под напряжением электрооборудования недопустимо. Для этой цели используются углекислотные огнетушители;
· в случае внезапного ухудшения здоровья (усиления сердцебиения, появления головной боли и др.) прекратить работу, выключить оборудование, сообщить об этом руководителю и при необходимости обратиться к врачу.
4.2.При несчастном случае на производстве необходимо:
· быстро принять меры по предотвращению воздействия на потерпевшего травмирующих факторов, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников медпункта по телефону 255 или доставке потерпевшего в лечебное учреждение;
· сообщить о происшествии руководителю.
5. Требования безопасности по окончания работы.
5.1.По окончании работы работник обязан:
· корректно закрыть все активные задачи;
· при наличии дискеты в дисководе извлечь ее;
· выключить питание системного блока;
· выключить питание всех периферийных устройств;
· отключить блок бесперебойного питания;
· отключить питающий кабель от сети;
· осмотреть и привести в порядок рабочее место;
· о неисправности оборудования и других замечаниях по работе с ПК сообщить непосредственному руководителю или лицу, осуществляющему техническое обслуживание оборудования;
· при необходимости вымыть с мылом руки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий