1. Общие требования безопасности.
1.1. К работе водителем автопогрузчика допускаются лица не моложе 18 лет, предварительно прошедшие медосмотр, а также вводный инструктаж по ОТ и инструктаж на рабочем месте, изучившие данную инструкцию, имеющие водительское удостоверение на право управления автомобилем и прошедшие в установленном порядке специальную подготовку по профессии и получившие удостоверение на право управления автопогрузчиком, проработавшие в течение 12-14 смен под наблюдением опытного рабочего или мастера и прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда.
1.2. Технический осмотр и ремонт автопогрузчика выполняют работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию по профессии, прошедшие обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
1.3. Водитель работает под непосредственным руководством сменного мастера участка, четко и своевременно выполняет его распоряжения.
1.4. Работник должен знать и выполнять требования безопасности при пользовании лифтом. При ходьбе по лестницам держаться за перила. Соблюдать меры предосторожности на территории комбината.
1.5. Водитель автопогрузчика должен знать и соблюдать правила пожарной безопасности, правила внутреннего трудового распорядка комбината. До работы и во время работы не допускать употребления спиртных напитков, наркотических и токсических средств. Курение допускается только в специально отведенных для этой цели местах.
1.6. Водитель автопогрузчика во время работы должен иметь при себе удостоверение на право управления автопогрузчиком, путевой лист.
1.7. Разрешение на эксплуатацию автропогрузчика выдается после проверки его технической исправности лицом, отвечающим за его эксплуатацию.
1.8. Прибывший с завода автопогрузчик подлежит обкатке в течение 8-10 дней с нагрузкой 75% от полной грузоподъемности.
1.9. Автопогрузчики, эксплуатируемые во взрывопожароопасных помещениях, должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении.
1.10. При эксплуатации автопогрузчиков должны соблюдаться требования правил охраны труда на автомобильном транспорте, требования ГОСТ 12.3.009-76 «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.020-80 «Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности», Межотраслевых общих правил по охране труда, эксплуатационных документов организаций-изготовителей.
1.11. При эксплуатации автопогрузчика на водителя могут воздействовать опасные и вредные факторы :
- движущиеся машины и механизмы, перевозимые грузы;
- повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и материалов;
- повышенное давление в шинах колес;
- высокое гидравлическое давление в системе подачи топлива в цилиндры у дизельных двигателей;
- повышенная или пониженная влажность воздуха рабочей зоны;
- повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте водителя;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- недостаточная освещенность рабочего места.
1.12. Согласно отраслевым нормам бесплатной выдачи спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ) водитель автопогрузчика обеспечивается:
· костюмом хлопчатобумажным;
· ботинками кожаными;
· курткой ватной х/б;
· брюками х/б ватными;
· рукавицами х/б;
· каской защитной.
1.13. Работник обязан знать и соблюдать требования настоящей инструкции, правила личной гигиены, правильно использовать выданную спецодежду, спецобувь и СИЗ.
1.14. Работники без необходимых СИЗ или с неисправными СИЗ к работе не допускаются.
1.15. При каждом несчастном случае необходимо оказать первую (доврачебную) помощь пострадавшему, сообщить мастеру или начальнику цеха, при необходимости вызвать врача, сохранить обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент происшествия, если это не угрожает окружающим и не приведет к аварии.
1.16. Работник несет ответственность за нарушение требований настоящей инструкции в порядке, установленном Правилами внутреннего трудового распорядка комбината и действующим законодательством.
2.Требования безопасности перед началом работы.
2.1. Перед работой необходимо надеть спецодежду, застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов, при необходимости надеть рукавицы, защитную каску.
2.2. Ежедневно перед началом и после окончания работы (смены) выполняется ежедневное техническое обслуживание (ЕО) автопогрузчика.
2.3. Водитель автопогрузчика совместно с лицом, ответственным за выпуск на линию в исправном состоянии автопогрузчиков, проверяют техническое состояние выпускаемого на линию или возвращающегося с линии автопогрузчика. При сменной работе техническое состояние автопогрузчика проверяется совместно с водителями, закончившими работу и приступающими к работе. Выявленные при осмотре неисправности отмечаются в специальном журнале и принимаются соответствующие меры к их устранению.
2.4. Автопогрузчик должен быть технически исправным:
· техническое состояние двигателя должно обеспечивать надежную работу во всех режимах;
· трансмиссия должна обеспечивать плавную передачу (без повышенного шума, стука, рывков) крутящего момента от двигателя к ведущим колесам при нагрузке и скорости движения;
· рулевое управление должно обеспечивать легкость и надежность управления автопогрузчиком при движении с различными скоростями;
· каждый рычаг управления грузоподъемным устройством после снятия с него усилия должен автоматически возвращаться в нейтральное положение, а рабочая операция должна прекращаться;
· тормоза должны обеспечивать плавную и надежную остановку автопогрузчика;
· электрооборудование должно обеспечивать надежный пуск двигателя, безотказное действие приборов освещения, сигнализации.
2.5. Водитель должен проверить, чтобы автопогрузчик имел исправные:
· устройства, исключающие возможность управления ими посторонними лицами. Автопогрузчик, оборудованный кабиной, должен иметь запирающийся ключом замок двери кабины;
· две тормозные системы (рабочую и стояночную). Тормозные приводы обеих систем могут воздействовать на одни и те же тормозные механизмы;
· устройства сигнализации и освещения, обеспечивающие безопасность работы (звуковой сигнал, который должен включаться независимо от устройства, отключающего цепь управления, сигнал торможения, фары (одну или несколько), указатели поворота, габаритные фонари);
· ограничители хода в механизмах подъема, опускания, наклона, смещения, выдвижения, поворота и других рабочих операций;
· устройства, предохраняющие механизм подъема от перегрузки;
· огнетушитель.
2.6. Автопогрузчик должен иметь устройства для строповки и буксировки. Места строповки должны быть обозначены.
2.7. Скорость движения автопогрузчика не должна превышать:
- в производственных помещениях - 5км/ч;
- при въезде и выезде из ворот, на перекрестках, при выезде из-за угла здания, при переезде через ж.д. пути, на поворотах, при движении задним ходом – 3 км/ч;
- при минимальном радиусе разворота - км/ч, а при ограниченной обзорности места разворота – 1-1,5 км/ч.
2.8. Перед началом и во время работы водитель контролирует размещение, крепление и состояние груза во избежание его смещения, падения или создания препятствий для движения.
2. Требования безопасности во время работы.
3.1. Водитель автопогрузчика во время работы должен иметь при себе удостоверение на право управления автопогрузчиком, путевой лист.
3.2. О начале движения автопогрузчика необходимо дать звуковой сигнал. Машину можно трогать с места только на первой позиции контроллера. Недопустимо переключение контроллера с первой на третью или четвертую позицию.
3.3. Мешки с продукцией должны быть уложены в штабеля (на поддоне) вперевязку, с правильным расположением каждого ряда мешков с тем, чтобы возможность развала штабеля была исключена.
3.4. Во время укладки пакета мешков в штабель или снятия пакета со штабеля запрещается нахождение рабочих вблизи штабеля, за исключением водителя автопогрузчика.
3.5. Подъезжать вилами под тару или груз следует на малой скорости, груз захватывают при наклоне вил вперед, вилы необходимо подводить так, чтобы груз располагался равномерно по ширине вил. Груз на грузозахватном приспособлении погрузчика располагают симметрично, чтобы он не выходил вперед более чем на 1/3 его длины.
3.6. Работа грузозахватного приспособления производится при скорости движения погрузчика не более 1-1,5 км/час.
3.7. Высота укладки груза на вилах погрузчика должна обеспечивать обзорность водителя на открытых площадках на расстоянии не менее 8 м, на складах – не менее 5 м.
3.8. При движении погрузчика вилы, другие сменные грузозахватные приспособления должны быть подняты над уровнем дорожного покрытия на 0,3 м, а грузоподъемное устройство, отклонено назад до упора.
3.9. При перевозке грузов необходимо замедлять движение в проходах, на поворотах, при проезде через ворота и двери, мимо дверей, при пересечении рельсовых путей.
3.10. При движении автопогрузчика с пакетом на вилах не следует резко тормозить, это может вывести автопогрузчик из устойчивого положения и повлечь за собой соскальзывание пакета с вил.
3.11. В местах скопления людей следует подавать сигналы.
3.12. Для обеспечения безопасности погрузки грузов автопогрузчиками на автомобили, прицепы и выгрузки с них необходимо, чтобы они были надежно закреплены тормозными башмаками.
3.13. Не допускается:
- поднимать и транспортировать груз, превышающий грузоподъемность автопогрузчика и величину допустимых нагрузок на вилы автопогрузчика;
- поднимать, опускать, перевозить людей на вилочном захвате автопогрузчика;
- укладывать груз выше защитного устройства, предохраняющее рабочее место водителя от падения груза на него.
3.14. Штабелирование грузов, поднятых на высоту более 400 мм от грунта, допускается только на горизонтальных площадках. Допустимое отклонение от горизонтальности – 10. Движение с грузом в транспортном положении допускается на уклонах не более 16%.
3.15. Мелкий, штучный груз должен быть уложен в специальную тару, предохраняющую от падения во время транспортировки.
3.16. Работу погрузчика можно начинать только после прогрева рабочей жидкости в системе охлаждения.
3.17. Перед транспортировкой груза грузоподъемник следует полностью отклонить назад, а груз поднять (опустить) на высоту 300-400 мм от грунта, движение с поднятым грузом и наклоненной вперед рамой грузоподъемника запрещается.
3.18. Внимательно следить за равномерностью натяжения цепей грузоподъемника.
3.19. Если при подъеме груза будет обнаружено набегание цепи на бурты роликов, необходимо подъем немедленно прекратить, опустить груз и произвести регулировку натяжения цепей.
3.20. Подъем (опускание) груза следует производить при полностью отклоненном назад грузоподъемнике и заторможенном погрузчике стояночным тормозом, опускание каретки производить на холостых частотах вращения коленчатого вала двигателя.
3.21. Наклон вперед грузоподъемника с грузом допускается только после подъезда автопогрузчика вплотную к штабелю.
3.22. При транспортировании грузов погрузчики должны съезжать с уклона задним ходом, а въезжать на подъем – передним ходом.
3.23. В случае вынужденной остановки автопогрузчика на уклоне водитель должен отключить двигатель, затормозить автопогрузчик стояночным тормозом и подложить под колеса противооткатные упоры со стороны уклона.
3.24. Не допускается оперирование с грузами при давлении в шинах ниже рекомендованного.
3.25. Пользование стояночным тормозом во время движения не допускается, за исключением аварийных случаев.
3.26. Во избежание аварий и несчастных случаев при движении автопогрузчика водитель обязан все время наблюдать за верхними препятствиями (провода, трубы и пр.).
3.27. Водителю запрещается:
· управлять погрузчиком в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а также передавать управление погрузчиком лицу, находящемуся в таком состоянии, а также без указания своего непосредственного руководителя;
· превышать установленную скорость передвижения;
· перевозить работников и других лиц;
· использовать погрузчик для подъема, опускания, перевозки работников и других лиц на сменных грузозахватных приспособлениях;
· использовать грузозахватные приспособления погрузчиков для открывания дверей складов, ворот, ж.д. вагонов;
· использовать погрузчик для перемещения ж.д. вагонов;
· производить ремонт, техническое обслуживание при несоответствии его квалификации выполняемым работам;
· пользоваться при осмотре погрузчика открытым огнем, курить во время эксплуатации и в не установленных местах;
· стоянка в помещениях автопогрузчика с работающим двигателем внутреннего сгорания;
· покидать без присмотра автопогрузчик с работающим двигателем, а также покидать рабочее место при поднятом грузе;
· использовать дополнительный противовес для увеличения грузоподъемности погрузчика.
3.28. Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске двигателя не должна превышать 5 сек. Интервал между включениями стартера должен быть не менее 15 сек. Запрещается включать стартер при работающем двигателе.
3.29. Необходимо следить за показаниями контрольных приборов и своевременно устранять неисправности.
3.30. Пробку радиатора перегретого двигателя следует открывать осторожно во избежание ожога рук паром.
3.31. При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту следует применять исправный инструмент в соответствии с его назначением.
3.32. На посты ТО и ремонта погрузчик должен подаваться чистым и в сухом состоянии.
3.33. ТО и ремонт погрузчика необходимо проводить при выключенном двигателе и заторможенных колесах, за исключением случаев проверки тормозов и двигателя.
3.34. При проведении монтажно-демонтажных работ по шинам не допускается:
· демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
·исправления положения бортовых и замочных колец, когда шина находится под давлением;
·применение кувалд и других предметов, способных деформировать детали колес;
·накачивать шину свыше установленной нормы.
3.35. Правила противопожарной безопасности:
· необходимо следить за тем, чтобы не было течи топлива из топливопроводов;
· необходимо проверять целостность изоляции электропроводов и надежность контактов, т.к. их неисправность может стать причиной искрения;
· запрещается производить смазывание, очистку и мойку, а также другие операции обслуживания при работающем двигателе;
· запрещается подогрев узлов и деталей открытым огнем;
· во избежание повреждения приборов электрооборудования с возможностью появления короткого замыкания категорически запрещается мыть внутреннюю кабину с помощью шланга;
· запрещается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом.
3.36. При перерыве в работе водитель должен:
· включить стояночный тормоз;
· опустить груз;
· установить грузоподъемное устройство в вертикальное положение;
· вынуть ключ из включателя (выключателя) зажигания автопогрузчика.
3.37. При обнаружении во время эксплуатации автопогрузчика неисправностей тормозной системы, рулевого управления, звукового сигнала, неработающих фар и задних габаритных огней, а также других неисправностей, угрожающих безопасности водителя или безопасности находящихся рядом работников, водитель должен прекратить работу и сообщить об этом своему непосредственному руководителю.
4.Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1. Если во время работы каретка подъемного механизма перестает двигаться по направляющим и вилочный захват не опускается и не поднимается, или водителем замечены еще какие-либо неисправности, следует прекратить работу, остановить двигатель и сообщить об этом руководителю работ.
4.2. При обнаружении подтекания масла в болте-штуцере гидроцилиндра подъемного механизма, устранение утечки должно производиться при обязательном условии надежной страховки путем подпора поднятого вилочного захвата.
4.3. При возникновении загорания в помещении, водитель автопогрузчика должен немедленно отключить оборудование кнопкой “ СТОП ’’, поставить в известность мастера, по телефону 225 сообщить в пожарную охрану предприятия, приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения, в случае угрозы жизни – покинуть помещение. Работы по тушению пожара до прибытия руководителя работ (гл. инженера) проводятся под руководством мастера.
4.4. При возникновении аварийной ситуации, приведшей к травмированию работника, принять меры по освобождению пострадавшего от действия травмирующего фактора, оказанию пострадавшему медицинской помощи, при необходимости вызвать врача медпункта по телефону 255 или машину скорой помощи по телефону 03, обеспечить сохранность обстановки, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии, поставить в известность мастера.
4.5. В случае воспламенения бензина - засыпать землей, сухим песком, накрыть брезентом, использовать огнетушитель. Нельзя заливать горящее топливо водой.
5. Требования безопасности по окончании работ.
5.1. По окончании работы очистить погрузчик от пыли, грязи, поставить его на отведенное место стоянки.
5.2. Сообщить свои замечания о выявленных неисправностях непосредственному руководителю.
5.3. Привести в порядок спецодежду, СИЗ, убрать в отведенное место.
5.4. Перед переодеванием в личную одежду принять душ.
5.5. Находиться на территории предприятия после окончания смены без ведома руководителя не допускается.
Сертификация по ohsas 18001 http://www.rospromtest.ru/content.php?id=298
ОтветитьУдалить